Руководитель разработки (темы) д-р техн. наук, профессор, Член-корреспондент РААСН - Ю.В. Пухаренко
Канд. техн. наук, доцент - Д.А. Пантелеев, М.И. Жаворонков,И.У. Аубакирова, В.Д.Староверов
Инженер - М.П. Кострикин, О.Ю Пухаренко
РЕФЕРАТ
Отчет 63 с., 36 рис., 7 таб., 27 источн.
ФИБРОБЕТОН, СИНТЕТИЧЕСКАЯ МАКРОФИБРА РУССЕАЛ, СИНТЕТИЧЕСКАЯ МИКРОФИБРА РУССЕАЛ, трещиностойкость, МОРОЗОСТОЙКОСТЬ, ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ.
Объектом исследования является фибробетон, армированный синтетическими макро- и микроволокнами производства «Руссеал».
Предметом исследования являются свойства фибробетона, получаемого с использованием полимерных (синтетических) макро- и микро- волокон производства «Руссеал».
Целью выполнения данного исследования является оценка влияния синтетических макро- и микроволокон производства «Руссеал» на формирование свойств фибробетона.
На данном этапе работы произведены испытания прочности, характеристик трещиностойкости и показателей долговечности фибробетона, армированного синтетическими макро- и микроволокнами производства «Руссеал».
При этом решены следующие задачи:
- на основе анализа научной литературы, нормативной и технической документации, установлены теоретические предпосылки применения синтетической фибры для армирования бетонов;
- проведены экспериментальные исследования по определению прочностных характеристик фибробетона, армированного синтетической макро- и микрофиброй производства «Руссеал»;
- проведены экспериментальные исследования по определению морозостойкости и водопроницаемости фибробетона, армированного синтетической макро- и микрофиброй производства «Руссеал»;
- проведены экспериментальные исследования по определению энергетических и силовых характеристик фибробетона, армированного синтетической макро- и микрофиброй производства «Руссеал».
Методология настоящей работы основана на использовании данных, полученных при изучении литературных источников и наработанного опыта применения современных теорий дисперсно-армированных бетонов, стандартных метрологически аттестованных методов и методик исследований и испытаний, лабораторного аттестованного в установленном порядке испытательного оборудования и средств измерений, планирования и обработки результатов экспериментов статистическими методами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. |
6 |
1. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ ФИБРЫ В БЕТОНЕ……………………………………...... |
9 |
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ИСХОДНОГО БЕТОНА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИБРОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ……………………… |
23 |
2.1. Выбор исходных компонентов для проведения исследований……….. |
24 |
2.2. Разработка номинального состава бетона……………………………… |
31 |
3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ……………………………………………………………………. |
35 |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ФИБРОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ С ПОЛИМЕРНОЙ ФИБРОЙ ПРОИЗВОДСТВА «РУССЕАЛ»……………… |
45 |
4.1. Определение прочностных характеристик……………………………... |
45 |
4.2. Определение энергических и силовых характеристик………………… |
47 |
4.3. Определение характеристик долговечности…………………………… |
56 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. |
59 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. |
60 |
ВВЕДЕНИЕ
Замечательные свойства бетона и железобетона, проверенные десятилетиями практического использования, позволяют им прочно удерживать главенствующее положение в ряду других строительных материалов в течение длительного времени. Вместе с тем, в своем традиционном исполнении они уже не вполне удовлетворяют современным тенденциям развития архитектурных форм, конструктивных решений и технологии возведения строительных объектов. Ряд существенных недостатков этих материалов побуждает к дальнейшему совершенствованию их физико-механических характеристик и созданию новых эффективных материалов на их основе.
Известно, что значительное количество стали в железобетонных конструкциях, расходуется на монтажную, поперечную и распределительную арматуру. Учитывая масштабы применения железобетона, на эти цели ежегодно расходуется до 20 % всего проката черных металлов, выпускаемого в стране. Таким образом, потребление металла в строительстве настолько велико, что его можно сравнить с потреблением в такой металлоемкой отрасли, как машиностроение. Очевидно, что армирование бетона приводит к соответствующему повышению его энергоемкости и, одновременно, к увеличению трудоемкости изготовления изделий. Для предохранения стали от коррозии требуется устройство защитного слоя, что увеличивает массивность конструкций, и нередко до половины их несущей способности затрачивается не восприятие собственного веса. В тех же условиях выпуск эффективных тонкостенных конструкций представляется довольно сложной задачей, решение которой требует особой тщательности и аккуратности при производстве работ. Из вышеизложенного следует, что обычные бетон и железобетон отчасти исчерпали свои возможности и в ряде случаев не могут удовлетворить запросы современного строительства в получении эффективных армированных бетонных конструкций, к которым предъявляются все более высокие требования. Таким образом, для дальнейшего повышения технико-экономической эффективности и универсальности бетонных материалов необходимо предусматривать не только совершенствование собственных показателей бетона и железобетона, но и развитие на их основе производства новых конструкционных материалов, в том числе композиционных, в которых воедино собраны лучшие качества различных составляющих.
Развитию отечественного рынка композитов способствует Постановление Правительства РФ № 328 от 15 апреля
Следует отметить, что в настоящее время только металлическая фибра прочно заняла свои позиции в строительстве. Вместе с тем, отечественный и зарубежный опыт показывает, что сегодня одним из перспективных направлений в строительной индустрии является применение фибробетонных конструкций различного назначения, в которых все чаще используется инновационная синтетическая фибра. Таким образом, актуальность, научная и практическая значимость настоящей работы не вызывает сомнений.
1. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ ФИБРЫ В БЕТОНЕ
Многочисленные исследования, проводимые в России и за рубежом, убедительно показывают, что дисперсное армирование теми или иными волокнами обеспечивает:
- улучшение механических характеристик бетонов: повышение трещино-, ударо- и износостойкости, прочности, в первую очередь на растяжение и изгиб;
- повышение эксплуатационной надежности конструкций, что выражается в стойкости к агрессивной среде за счет улучшения поровой структуры бетона;
- повышение экономичности в результате сокращения рабочих сечений конструкций, в ряде случаев уменьшения расхода или полного отказа от использования стержневой арматуры;
- возможность создания автоматизированных линий по выпуску различных видов фибробетонных изделий массового назначения.
При этом, масса полученной информации позволяет выделить основные закономерности, которые могут считаться общепризнанными:
- свойства фибробетона определяются видом и качеством применяемых волокон и бетона, их количественным соотношением и во многом зависят от состояния контактов на границе раздела фаз;
- существенное повышение прочностных характеристик композита по сравнению с исходным бетоном с сохранением достигнутого уровня во времени обеспечивается использованием высокотехнологичных волокон, химически устойчивых по отношению к матрице и с большим, чем у нее, модулем упругости;
- вид волокон, их относительная длина (l/d) и процентное содержание в смеси (μ) должны назначаться, исходя из требований к изделиям и конструкциям с учетом принятой технологии. Отступление от оптимальных значений указанных параметров в большую или меньшую сторону снижает эффективность дисперсного армирования;
- при оптимальных параметрах армирования введение волокон способствует улучшению структуры и свойств исходного бетона, повышению его стойкости и долговечности.
Одним из важных преимуществ фибробетона является высокая ударостойкость, благодаря которой этот композит находит широкое применение, например, при производстве забивных свай.
Известно, что применение свайных фундаментов взамен ленточных позволяет уменьшить объем земляных работ на 50-70 %, расход железобетона на 30 % и более, трудоемкость до 25 % и сметную стоимость до 30 %. Устройство свайных фундаментов, и, следовательно, изготовление свай, можно вести круглогодично без снижения темпов работ в зимних условиях. Однако отмеченный экономический эффект часто не достигается из-за многочисленных случаев преждевременного разрушения оголовков, а иногда и стволов, железобетонных свай, в результате чего они не могут быть погружены до проектных отметок, что приводит к снижению расчетных сопротивлений и надежности свайных фундаментов. Результаты обследования свайных полей в Санкт-Петербурге показали, что при погружении забивных свай в тяжелые и средние грунты около 30 % железобетонных свай не достигают проектных отметок, и более чем у 80 % свай приходится срезать головы и стволы перед устройством ростверка.
В свое время на основании проведенных исследований Фундаментпроект, ЦНИИпромзданий, НИИЖБ и ЛенЗНИИЭП разработали рабочие чертежи для широкой номенклатуры свай с применением сталефибробетона, а на Экспериментальном заводе (Санкт-Петербург) разработана промышленная технология и организовано первое в России производство сталефибробетонных свай.
Изготавливаемые ЗАО «Экспериментальный завод» сваи с применением сталефибробетона прошли широкую проверку в условиях реального строительства, в результате которой установлено, что они обладают высокой ударостойкостью, обеспечивающей бездефектное погружение до проектных отметок и возможность отказа от применения свай-дублеров. Новые сваи можно забивать на одинаковую глубину, что позволяет избежать срезки стволов перед устройством ростверка. Способность к восприятию значительной энергии удара сокращает время погружения свай до 50 %, повышает возможности сваебойного оборудования и производительность сваебойных работ. Таким образом, открывается возможность решения механической системы «молот-свая-грунт» с наилучшими технико-экономическими показателями (рис. 1.1) [1].
Рисунок 1.1 – Свайное поле из сталефибробетонных (вверху) и железобетонных свай
В то же время, исследования, проведённые в том числе и на базе СПбГАСУ, определили положительное влияние дисперсного армирования неметаллическими полимерными волокнами на стойкость фибробетона к ударным воздействиям. Установлено, что при концентрации армирующих волокон в объеме тяжелого бетона в пределах μ = 1-3 % применение низкомодульных полимерных волокон обеспечивает получение композита, не уступающего по ударостойкости сталефибробетону и при этом более экономичного. Тем не менее, утверждается, что с точки зрения значительного повышения ударостойкости бетона наиболее эффективны высокомодульные волокна [2].
Одновременно с этим, принимая во внимание наличие в Санкт-Петербурге сложных грунтов, считается целесообразным армировать волокнами не только оголовки забивных свай, но и основной ствол по всей их длине. Это связано с тем, что сваи в грунте, и особенно в зоне границ раздела грунтов, имеющих разную плотность и способных к подвижке, подвергаются воздействию изгибающих нагрузок и срезу. В процессе погружения зачастую происходит отклонение сваи от вертикального положения с возникновением эксцентриситета прилагаемой нагрузки, в связи с чем свая начинает работать в нештатных условиях, часто – за пределами допустимой нагрузки.
Согласно ГОСТ 19804-2012 к некоторым типам свай для зданий и сооружений I уровня ответственности предъявляются высокие требования по морозостойкости – вплоть до марок F600 – преимущественно для свай, работающих в условиях агрессивных сред. Использование дисперсного армирования может повысить марку бетона по морозостойкости без применения бетонов завышенных классов по прочности. Таким образом, при производстве забивных свай возможно использование как металлических, так и полимерных волокон – макро- и микросинтетической фибры для повышения их прочности, ударостойкости и морозостойкости [3, 4, 5].
Одной из проблем, с которой столкнулись строители при устройстве фундаментов на основе монолитных свай, например буронабивных, является вымывание цементного раствора из бетона грунтовыми водами, в том числе агрессивными, и сегрегация составляющих бетонную смесь компонентов в процессе бетонирования. В связи с этим, очевидна целесообразность применения фибрового армирования полимерными (синтетическими) волокнами для структурирования бетонной смеси, снижения её расслаиваемости и повышения сплошности структуры затвердевшего бетона.
Следующую группу эффективных фиброармированных изделий и конструкций составляют тонкостенные оболочки, несъёмная опалубка, элементы навесного вентилируемого фасада и др. [1, 6], которые требуют высоких показателей прочности на растяжение при изгибе для восприятия нагрузок в процессе монтажа, а также в процессе и после бетонирования основной конструкции. Класс бетона по прочности на сжатие для этих конструкций должен быть не менее B50, марка по морозостойкости F300, марка по водонепроницаемости W12. Такие высокие показатели могут быть достигнуты, благодаря применению дисперсного армирования, в том числе полимерной фиброй.
К тонкостенным конструкциям можно отнести также безнапорные и низконапорные трубы, кольца смотровых колодцев, использование фибробетона в которых позволило уменьшить толщину стенок, отказаться от арматурного каркаса и проблем с его правильной установкой, а также повысить прочность и трещиностойкость, сократив количество некондиционных изделий, разрушающихся в процессе разгрузки путём сбрасывания с кузова бортовых грузовиков. В СПбГАСУ разработана вибрационная технология сталефибробетонных безнапорных труб и низконапорных труб методом центрифугирования. При этом предложена новая схема формования центрифугированных труб, исключающая смещение фибр и обеспечивающая равномерное их распределение по сечению изделия. Результаты исследований были апробированы ПО «Вологдатяжстрой» при выпуске опытной партии труб диаметром
Представляет интерес применение сталефибробетона в кольцах водопроводных и канализационных сетей. НИИЖБ запроектированы кольца смотровых колодцев диаметром 1000 и
Рисунок 1.2 – Первая очередь опытно-промышленного производства Волховского КСК
Для армирования колец используется фибра волнистого профиля из проволоки диаметром 0,5-0,7 мм, которая изготовляется этим предприятием, а также фибра из полипропилена. Испытания колец на прочность, морозостойкость и водонепроницаемость, проведенные НИИЖБ, показали, что они отвечают проектным требованиям. Применение фибробетонных колец позволяет резко снизить трудозатраты и материалоемкость конструкций, улучшить их качество и полностью устранить производственный брак.
Одним из перспективных направлений является применение фибробетона в конструкциях покрытий с безрулонной кровлей взамен традиционного железобетона с гидроизоляционным покрытием. НИИЖБ разработана конструкция складчатых панелей для зданий и сооружений различного назначения и отработана их технология на экспериментальной базе в пос. Некрасовка (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Крытый рынок из гнутоформованных сталефибробетонных элементов в пос. Некрасовка
Панели изготавливаются в специальных поддонах с паровой рубашкой методом погиба свежеотформованных плоских листов. После натяжения проволочной арматуры формуется плоский фибробетонный лист, затем благодаря шарнирному соединению борта формы поднимаются для образования складчатого сечения, после чего складчатая панель подвергается термообработке. Для армирования таких элементов может применяться как стальная, так и полипропиленовая фибра. Натурные испытания и опыт эксплуатации конструкций показали их высокую надежность. При этом резко снижаются расходы на изготовление, монтаж и эксплуатацию покрытий.
Эффективно применение фибробетона в преднапряженных ребристых плитах покрытий взамен типовых железобетонных размерами 3х6 и 3х12 м. ЦНИИпромзданий совместно с НИИЖБ были разработаны, изготовлены и испытаны на ПО «Баррикада» (Санкт-Петербург) опытные образцы плит из сталефибробетона размерами 3х6 м. В полке сталефибробетонных плит полностью отсутствует сетчатая арматура, а в продольных ребрах стержневая напрягаемая арматура сохранена в соответствии с типовым решением в железобетонном варианте, в поперечных ребрах имеется только по одному стержню с анкерами. Полка сталефибробетонной плиты уменьшена на
Монолитный фибробетон впервые был использован при устройстве днищ очистных сооружений и резервуара для технической воды. Применение сталефибробетона позволило исключить из конструкции днищ значительную часть стержневой арматуры, облегчить производство работ, снизить трудозатраты почти на 30 % и тем самым сократить сроки возведения сооружений. При строительстве днища резервуара на Северной водопроводной станции в Ленинграде сталефибробетонную смесь с расходом фибры, равным 1,5 % по объему, готовили на бетонном узле ЗЖБИ и доставляли на строительную площадку автосамосвалами. Качество смеси после транспортирования было вполне удовлетворительным, расслоения бетона не наблюдалось, фибра в бетоне распределялась равномерно. В дальнейшем ЦНИИпромзданий были разработаны конструктивные решения монолитных днищ из стале- и стеклофибробетона для емкостных сооружений широкой номенклатуры [1].
В СПбГАСУ разработан состав фибробетона, армированного синтетическими волокнами, предназначенный для изготовления сборных декоративных элементов и изделий малых архитектурных форм с применением немедленной распалубки. При средней плотности 1300-1400 кг/м3 легкий фибробетон характеризуется пределом прочности при сжатии до 35-40 МПа, маркой по морозостойкости до F300-F400 и маркой по водонепроницаемости до W10-W16. Композит с указанными характеристиками успешно применяется для производства легких, прочных и долговечных облицовочной плитки и декоративного камня, а также используется в монолитном варианте при выполнении реставрационных работ [1, 5].
Разработка дорожных бетонов на основе портландцемента за рубежом (в основном, в США, Великобритании и Германии) с переменным успехом продолжается с конца XIX века. С середины 50-х гг. на территории США возведение бетонных дорог с применением портландцемента, в качестве вяжущего, было внедрено почти во всех штатах [7, 8]. В это же время была разработана технология слипформинга – непрерывного безопалубочного формования дорожных плит. Опыт эксплуатации покрытий автодорог из бетона на отечественных объектах, а также анализ зарубежного опыта показывает, что при правильном проектировании состава и производстве бетонных работ долговечность таких покрытий значительно выше, чем у асфальтобетона: выше стойкость к истирающему воздействию (от автомобильных шин, в большей степени – от шипованных) и морозостойкость, не образуется колея при высоких температурах. В то же время дороги из цементного бетона имеют и недостатки, главными из которых являются разрушение поперечных температурных швов и образование множественных трещин, обусловленных недостаточной прочностью бетона на растяжение при изгибе. Еще одним негативным фактором является вредное цементное пыление, образовавшейся в результате истирающего воздействия автомобильных покрышек, в связи с чем требуется разработка мер по повышению стойкости дорожных бетонов к истиранию. Исследования, проведённые на кафедре ТСМиМ СПбГАСУ показали, что макросинтетическая фибра способствует повышению стойкости фибробетона к истирающему воздействию на 20-25 %, однако не оказывает существенного влияния на морозостойкость композита. Микросинтетическая фибра из-за своей недостаточной длины и слабого сцепления с матрицей в меньшей степени способствует снижению истираемости, однако, располагаясь на микроуровне, структурируя матрицу и создавая в ней сетку замкнутых пор, благоприятно влияет на морозостойкость фибробетонов и увеличивает количество циклов замораживания-оттаивания в 1,5-2 раза [3, 4, 9-16]. Отмеченное выше свойство повышения стойкости к ударным воздействиям (с одновременным повышением истираемости) позволило разработать аэродромные плиты ПАГ с верхним слоем из фибробетона, обеспечив их повышенную долговечность в условиях сочетания агрессивного воздействия противогололёдных реагентов, ударного воздействия шасси самолётов при приземлении, истирания от покрышек и попеременного замораживания и оттаивания.
Аналогичным нагрузкам подвергаются плиты трамвайных путей. В НИИЖБ совместно с Академией коммунального хозяйства проводились исследования сталефибробетонных плит трамвайных путей. Исследовались плиты размерами 1730х680х120 мм, изготовленные по вибрационной технологии и методом роликового формования. Армирование плит, изготовленных по вибрационной технологии, предусматривалось в двух вариантах – фибровое и комбинированное. При первом варианте армирование осуществлялось фиброй из проволоки диаметром
После нескольких разрушительных пожаров в зарубежных тоннелях (к примеру, пожар в тоннеле под г. Монблан на границе Франции и Италии в 1999 году) активизировалась разработка составов дисперсно армированных бетонов для устройства тоннельной обделки. Результатом стало создание цементных композитов на основе микросинтетической фибры, которые могут применяться как для сборных конструкций (тюбингов), так и монолитной обделки методом набрызга (торкрет-бетон). Зарубежные исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой наиболее опасным фактором при нагревании бетона является его взрывное разрушение. При пожаре вода мгновенно переходит в пар и расширяется, тем самым вызывая «отстрелы» кусков поверхностного слоя бетона и ослабляя конструкции, оголяя рабочую стержневую арматуру, теряющую свои прочностные свойства под воздействием высокой температуры. Введение микросинтетической фибры позволяет не допустить взрывного разрушения. Механизм этого воздействия, следующий: фибра под воздействием высокой температуры плавится, образуя сетку сообщающихся пор. Испаряющаяся вода свободно выходит через поры, не вызывая резкого скачка давления на их стенки, являющегося первопричиной взрывного разрушения тоннельной обделки. Для железобетонных колонн предел огнестойкости обычно находится в пределах R90-R150, для стен – R80-R280 (в зависимости от толщины) [18].
Еще одной весьма эффективной и интересной областью применения фибробетона являются малые архитектурные формы – павильоны, навесы, цветочные вазы и другие элементы благоустройства. НИИЖБ совместно с КТБ НИИЖБ разработали пространственные конструкции сводов и оболочек из сталефибробетонных ромбических элементов. Ромбические элементы изготавливаются погибом свежеотформованного плоского листа на гибкой опалубке, которая представляет собой развертку криволинейного элемента. В Московской области построены рыночный и остановочный павильоны с применением таких конструкций. Сборные ромбические элементы размерами 3300х6500 мм изготавливали из мелкозернистого бетона класса В20, армированного стальной фиброй из проволоки диаметром
Учитывая высокую технологичность фибробетона, разработано техническое решение, согласно которому подобные элементы изготавливаются методом пневмонабрызга. По рекомендации и при технической помощи СПбГАСУ, данная технология была применена в Санкт-Петербурге для изготовления «кронштейнов» и другой отделочной фурнитуры на фасадах Смольного собора в период его последней реставрации. При этом, в качестве конструкционного материала использовался фибробетон с комбинацией фибр из нержавеющей стали и щелочестойких стеклянных волокон.
Перспективным материалом для ограждающих конструкций и теплоизоляционных изделий является ячеистый фибробетон неавтоклавного твердения. Результаты исследований, проведенных в этом направлении, использованы Изоляционно-сварочным заводом (Санкт-Петербург) при выпуске опытно промышленных партий стальных труб для прокладки тепловых сетей с изоляцией из фибропенобетона, а также при организации производства строительных материалов ООО «Красное» и ЗАО «Фиброн», освоивших серийный выпуск изделий из бетонов, армированных синтетическими волокнами. В настоящее время фибропенобетонные плиты, обладающие повышенной прочностью, ударостойкостью, необходимыми тепло- и звукоизоляционными свойствами, успешно применяются для возведения межкомнатных и межквартирных перегородок, а также в многослойных конструкциях наружных стен зданий и сооружений (рис. 1.4).
Рисунок 1.4 – Применение фибробетонных перегородок в Санкт-Петербурге
Из плотного бетона, в котором синтетическая фибра служит для увеличения ударо- и морозостойкости, снижения усадочных трещин, изготавливаются элементы сборных ограждений и изделия малых архитектурных форм с применением немедленной распалубки.
Таким образом, приведенные и другие примеры, а также анализ состояния и перспектив развития строительной индустрии России показывает, что многопрофильное применение фибробетонных конструкций позволяет получить значительный народно-хозяйственный эффект. Тем не менее, несмотря на значительный рост объёмов потребления фибры российским строительным рынком в последние годы, потенциал фибробетона по-прежнему остается недооценённым.
В Европе ежегодно производят и потребляют около 300 тыс. т фибры, тогда как в России – всего около 7 тыс. т. В то время как в европейских странах этот материал используют в разнообразных областях (в гражданском, дорожном строительстве, строительстве гидросооружений, тоннелей, аэропортов), в России до 90 % – это верхний слой промышленных полов.
Данный вид армирования в нашей стране постоянно сталкивается с одной и той же проблемой – отсутствием внятной нормативной и технической базы, инструкций по расчёту и применению тех или иных видов фибры, и, как следствие, невозможностью применения данного материала для армирования бетонных и железобетонных конструкций различного назначения в массовом строительстве.
Уместно еще раз отметить, что свойства дисперсно-армированного бетона значительно зависят от свойств армирующих волокон (состав, длина, диаметр) и их расхода [19]. В области разработок дисперсно-армированных бетонов проведено много исследований, но, несомненно, требуется дальнейшеее изучение вопроса использования синтетических макро- и микроволокон, имеющих определенные перспективы. Необходимо установить влияние синтетического макро- и микроволокна на характеристики различных бетонов. В литературе, посвященной дисперсному армированию, этому вопросу уделено недостаточно внимания.
Исходя из этого, целью настоящей работы является изучение влияния полимерной фибры производства «Руссеал» на формирование свойств тяжелого бетона и определение условий и правил ее эффективного применения при строительстве зданий и сооружений различного назначения.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ИСХОДНОГО БЕТОНА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИБРОБЕТОННЫХ ОБРАЗЦОВ
Результатом разработки состава бетона должно стать такое соотношение между исходными составляющими, при котором будет достигнута прочность бетона и его другие заданные свойства, необходимая подвижность бетонной смеси и экономичность.
Процесс определения номинального состава бетона включает следующие этапы:
- выбор и определение характеристик исходных материалов для бетона;
- расчет начального состава;
- расчет дополнительных составов бетона с параметрами, отличающимися от принятых в начальном составе в большую и меньшую сторону;
- изготовление пробных замесов начального и дополнительных составов, отбор проб, испытание бетонной смеси, изготовление образцов и их испытание по всем нормируемым показателям качества;
- обработка полученных результатов с установлением зависимостей, отражающих влияние параметров состава на нормируемые показатели качества бетонной смеси и бетона и предназначенных для назначения номинального, а также назначения и корректировки рабочих составов бетона;
- назначение номинального состава бетона, обеспечивающего получение бетонной смеси и бетона требуемого качества при минимальном расходе вяжущего.
2.1. Выбор исходных компонентов для проведения исследований
Заполнители
Дисперсно-армированные бетоны могут производиться как на основе мелкозернистой матрицы, так и обычного тяжёлого бетона с крупным заполнителем. Выбор исходного бетона определяется, исходя из вида конструкций и условий их работы.
Фибробетоны на основе мелкозернистой матрицы преимущественно используются в тонкостенных конструкциях, бетонных полах промышленных и общественных зданий, конструкциях из торкрет-бетонов. Применяемые в данном случае мелкие заполнители следует выбирать таким образом, чтобы их характеристики удовлетворяли требованиям п. 4.7. ГОСТ 26633 в зависимости от проектного класса бетона. В мелкозернистой матрице наблюдается наилучшее распределение волокон по объёму, как макро- так и микросинтетических. Волокна могут применяться совместно с песками различной природы и гранулометрического состава. Роль синтетических волокон заключается в структурировании бетонной смеси и упрочнении композита путём увеличения числа и протяженности границ раздела между упрочнителем и цементным тестом в смеси и, соответственно, между упрочнителем и цементным камнем в готовом фибробетоне.
Матрица, в составе которой имеется крупный заполнитель, используется для получения фибробетона в конструкциях, которые при армировании традиционной арматурой производятся из тяжёлого бетона: сваях, ригелях, фермах, дорожных и аэродромных плитах, плитах трамвайных путей и т.д. Требования к крупному заполнителю изложены в ГОСТ 26633 и нормативно-технической документации на конкретные виды строительной продукции. В большинстве изделий и конструкций верхняя граница крупности заполнителя устанавливается на уровне 20, реже
Таким образом, в качестве крупного и мелкого заполнителей могут применяться материалы, удовлетворяющие требованиям действующей нормативно-технической документации на конкретные виды продукции, в том числе и местные материалы при соответствующем технико-экономическом обосновании целесообразности их применения. Общими для всех заполнителей являются требования ГОСТ 26633:
-
содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе не должно быть более 3 % по массе;
-
содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе не должно превышать 35 % массы;
-
при проектных требованиях к бетону марки по морозостойкости F1200 (F2100) и выше должен применяться крупный заполнитель из изверженных и метаморфических пород с водопоглощением не более 1 %, из осадочных пород – с водопоглощением не более 2,5 %;
-
марка по морозостойкости крупного заполнителя в зависимости от температуры эксплуатации конструкций и изделий, кроме покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, заглубленных конструкций бетонных подготовок и фундаментов, гидротехнических сооружений, должна быть не ниже указанной в табл. 3 ГОСТ 26633;
-
содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из изверженных и метаморфических пород, щебне из гравия и в гравии для бетонов классов по прочности на сжатие В25 и выше не должно превышать 1 % массы. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород для бетонов класса В25 и выше не должно превышать 2 % массы [17].
Учитывая вышеизложенное, в данной работе применялись следующие виды заполнителей:
- содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе не должно быть более 3 % по массе;
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе не должно превышать 35 % массы;
- при проектных требованиях к бетону марки по морозостойкости F1200 (F2100) и выше должен применяться крупный заполнитель из изверженных и метаморфических пород с водопоглощением не более 1 %, из осадочных пород – с водопоглощением не более 2,5 %;
- марка по морозостойкости крупного заполнителя в зависимости от температуры эксплуатации конструкций и изделий, кроме покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, заглубленных конструкций бетонных подготовок и фундаментов, гидротехнических сооружений, должна быть не ниже указанной в табл. 3 ГОСТ 26633;
- содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из изверженных и метаморфических пород, щебне из гравия и в гравии для бетонов классов по прочности на сжатие В25 и выше не должно превышать 1 % массы. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород для бетонов класса В25 и выше не должно превышать 2 % массы [17].
Учитывая вышеизложенное, в данной работе применялись следующие виды заполнителей:
- песок карьерный, Mкр = 2,2, насыпной плотностью 1480 кг/м3, истинной плотностью 2650 кг/м3, водопотребностью 6 % с содержанием пылевидных и глинистых частиц 0,3 %;
- щебень гранитный фракции 5-20 мм, истинной плотностью 2650 кг/м3, насыпной плотностью 1400 кг/м3 с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм 12 %, с водопоглощением 0,17 %.
Цемент
Для дисперсно-армированных бетонов в качестве вяжущего вещества обычно применяют портландцементы класса не ниже ЦЕМ II 32,5.
Специфических требований к минеральному составу портландцемента для конструкций промышленного и гражданского назначения не предъявляется ввиду высокой химической стойкости синтетических волокон.
В данной работе в качестве вяжущего вещества применялся портландцемент ЦЕМ I 42,5Н производства «HeidelbergCement» (ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла") со следующими характеристиками:
– Прочность на сжатие в возрасте 2 суток: 24,3 МПа
– Прочность на растяжение при изгибе в возрасте 2 суток: 4,6 МПа
– Удельная поверхность по Блейну: 349 м2/кг
– Начало схватывания: 215 мин
– Нормальная густота цементного теста: 25,2 %
Минеральный состав клинкера:
– C3S 64,2 %
– C3A 6,4 %
– C4AF + C3A 17,7 %
Добавки
Опыт показывает, что для получения фибробетонов высокого качества и более полной реализации технического потенциала армирующего волокна следует применять супер- и гиперпластифицирующие добавки последнего поколения на основе эфиров поликарбоксилатов. Для улучшения прочностных и деформативных показателей матрицы, формирования бездефектной микроструктуры цементного камня, снижения расхода воды затворения, оптимизации состава и, как следствие, уменьшения стоимости сырьевой смеси, рекомендуется проводить модификацию пластифицирующих добавок наноструктурирующим компонентом фуллероидного типа [20-22].
Применяемые добавки должны удовлетворять требованиям действующей нормативно-технической и проектной документации. При этом обязательным условием при выборе химических добавок для фибробетонов, армированных синтетическими волокнами является их химическая нейтральность к фибре, т.е. добавки не должны взаимодействовать с волокнами или приводить к их коррозии и другим негативным эффектам.
С учетом данных рекомендаций в настоящей работе использована пластифицирующая добавка – суперпластификатор «Макромер П-17» (наномодифицированный).
Армирующие волокна
В соответствии с заданием, в настоящей работе в качестве дисперсной арматуры использовались синтетические волокна производства «Руссеал», вид и характеристики которых приводятся ниже:
- синтетическая микрофибра производства «Руссеал» RS (рис. 2.1-2.2).
Рисунок 2.1 – Синтетические микроволокна. Общий вид под микроскопом
Рисунок 2.2 – Фотография синтетического микроволокна на микрометрической калибровочной линейке
Отличительной особенностью микроволокон производства «Руссеал» RS является наличие на их поверхности заметного количества замасливателя (вероятно, сопутствующей производству технологической смазки).
Таблица 2.1 – Технические характеристики синтетического микроволокна RS (данные производителя)
Характеристика |
Значение |
Материал |
Полипропилен |
Средняя плотность, кг/м3 |
900-3000 |
Длина, мм |
20 |
Эквивалентный диаметр, мм |
0,05 – 0,1 |
l/d |
200 - 400 |
Поверхность |
Покрыта замасливателем |
Массовая доля раствора замасливателя, % |
15 (±3) |
Температура плавления, ºС |
160-170 |
Модуль упругости, кг/мм2 |
80 - 450 |
Электропроводность |
Незначительная |
- синтетическая макрофибра производства «Руссеал» RS Macro Wave (рис. 2.3-2.6).
Синтетическая макрофибра производства Macro Wave в поперечном сечении представляют собой «гантелю», через каждые 2 мм в направлении, перпендикулярном продольной оси волокна, термомеханическим способом нанесены насечки, причём в каждой насечке производится излом волокна таким образом, что при взгляде на волокно в профиль, видна его зигзагообразная форма. Отмечено, что волокна довольно жёсткие, не склонны к деформациям и «наматыванию» на лопасти смесителя в процессе перемешивании и укладки.
Рисунок 2.3 – Синтетическая макрофибра. Общий вид
Рисунок 2.4 – Макроволокна. Общий вид под микроскопом
Рисунок 2.5 – Синтетическая макрофибра. Поперечное сечение под микроскопом
Рисунок 2.6 – Фотография синтетического макроволокна на микрометрической калибровочной линейке
Таблица 2.2 – Технические характеристики синтетического макроволокна RS Macro Wave (данные производителя)
Характеристика |
Значение |
Материал |
Полипропилен |
Средняя плотность, кг/м3 |
800-1000 |
Длина, мм |
50 |
Ширина, мм |
1,5 мм ± 0,5 мм |
Толщина, мм |
0,5 мм ± 8 % |
Кислото- и солеустойчивость |
Высокая |
Щелочестойкость |
Высокая |
Температура плавления, ºС |
162 |
Температура воспламенения, ºС |
500 |
Предел прочность, МПа |
125 |
Модуль упругости, МПа |
1500 ± 10 % |
Удлинение до разрыва |
15 % ± 10 % |
2.2. Разработка номинального состава бетона
В современной технологии под проектированием составов бетона понимают обоснование, выбор вида исходных материалов и их соотношений, обеспечивающих при заданном критерии оптимальности, нормируемые проектные требования к бетонной смеси и бетону. При использовании методологии системного подхода проектирование составов бетона может включать ряд дополнительных задач, связанных с оптимизацией технологических параметров производства и проектных требований [23, 24].
В нашем случае, целесообразно применить широко реализуемую на практике двухпараметрическую задачу, когда нормируемым свойством бетона является его предел прочности при сжатии Rсж, а бетонной смеси – показатель удобоукладываемости (подвижность или жесткость). Для решения задач этого типа применяется расчетно-экспериментальные методы, использующие ряд известных эмпирических закономерностей: закон (правило) водоцементного отношения, правило постоянства водопотребности бетонных смесей, правило оптимального содержания песка и пр. [25-27].
Разработка достаточно общего и доступного расчетно-экспериментального метода проектирования составов бетонных смесей с заданной удобоукладываемостью и прочностью бетона возможна благодаря использованию ряда допущений, основанных на физических закономерностях, которые обусловлены влиянием структуры бетона на его свойства. Данные закономерности могут быть использованы и при многопараметрическом проектировании составов бетона по следующей схеме:
1. В тех случаях, когда нормируются свойства бетона, однозначно связанные с прочностью бетона при сжатии Rсж (прочность при растяжении, изгибе и др.), определяется значение последней, обеспечивающее заданные свойства.
2. С учетом активности цемента, качественных особенностей заполнителей, условий твердения и других факторов определяется Ц/В, обеспечивающее заданные свойства.
3. Для достижения требуемого показателя удобоукладываемости и при необходимости других свойств бетонной смеси и бетона (например, усадки) при использовании данных исходных материалов и добавок определяется расход воды (В). При этом в случае выхода за пределы правила постоянства водопотребности расход воды корректируется с учетом Ц/В.
4. При нормировании морозостойкости бетона рассчитывается требуемый объем вовлеченного воздуха и уточняется необходимое Ц/В.
5. При найденных значениях В и Ц/В проверяется возможность достижения нормируемых свойств, которые определяются этими двумя технологическими параметрами. В случае недостижения нормируемых параметров производится дополнительная корректировка В и Ц/В с использованием, при необходимости, специальных технологических приемов (введение добавок, фибры и др.).
6. Рассчитывается с учетом окончательно найденных Ц/В и В расход цемента и проверяется выполнение ограничений, связанных с расходом цемента.
7. Рассчитывается состав мелкого и крупного заполнителя при введении нескольких фракций, а затем их расходы. При выборе соотношения заполнителей наряду с достижением наилучшей удобоукладываемости и прочности принимаются во внимание и другие условия (повышенная водонепроницаемость, толщина конструкции, степень армирования и др.).
8. Рассматривается возможность использования различных технологических решений, направленных на экономию цемента, снижение энергозатрат, уменьшение стоимости бетонной смеси.
Задание на проектирование:
Запроектировать базовый состав бетона для использования в качестве матрицы при дисперсном армировании полимерной фиброй производства «Руссеал» со следующими характеристиками (БСТ В30 П4 F1300 W10):
- класс по прочности на сжатие не менее В30;
- марка по удобоукладываемости П4;
- марка по морозостойкости не менее F1300;
- марка по водонепроницаемости не менее W10.
Для проведения лабораторных испытаний применены исходные компоненты, указанные в п. 2.1.
При проектировании базовых составов бетонных смесей основой служит метод абсолютных объемов, учитывающий описанный далее алгоритм.
– Водоцементное отношение:
где, А – коэффициент, зависящий от качества материалов; Rц – активность портландцемента; Rб – прочность бетона.
– Расход воды с учетом требуемой подвижности, определенный по графикам, составил: В = 200 л/м3;
– Расход портландцемента:
где, В – расход воды; В/Ц – водоцементное отношение.
– Расход щебня:
где, α – коэффициент раздвижки зерен; Пщ – пустотность щебня; – истинная плотность щебня; – насыпная плотность щебня.
– Расход песка:
где, – истинная плотность песка; – истинная плотность портландцемента; Ц, Щ, В – расход портландцемента, щебня и воды соответственно.
Проверка:
Таким образом, расход сырьевых компонентов на
Таблица 2.3 – Расход материалов на
Материалы |
Базовый состав (без добавки) |
Номинальный состав (с добавкой) |
Цемент |
400 кг |
400 кг |
Песок |
745 кг |
745 кг |
Щебень |
|
|
Вода |
200 л |
160 л |
Добавка-пластификатор |
– |
1,6 кг |
3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ
Все образцы, изготовленные в ходе исследований, имели одинаковое водоцементное отношение В:Ц = 0,4 и расход добавки суперпластификатора 0,4 % от массы портландцемента.
Расход волокон был указан в техническом задании и составлял:
- синтетическая микрофибра производства «Руссеал» RS: 0,6 кг/м3, 0,9 кг/м3 и 2,0 кг/м3;
- синтетическая макрофибра производства «Руссеал» RS Macro Wave: 1,0 кг/м3, 2,5 кг/м3, 3,5 кг/м3, 5 кг/м3 и 7 кг/м3.
Из смесей каждого из указанных составов изготавливались образцы для определения следующих характеристик:
- предел прочности при сжатии и изгибе (в соответствии с ГОСТ 10180 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам»);
- марка по водонепроницаемости (в соответствии с ГОСТ 12730.5 «Бетоны. Методы определения водонепроницаемости»);
- марка по морозостойкости (по ускоренной методике).
Взвешивание цемента, заполнителей и воды затворения производилось на лабораторных весах МК-32.2-А20 с точностью до
Приготовление бетонных и фибробетонных смесей осуществлялось в лабораторном смесителе принудительного действия ЛС-ЦБ-10 следующим образом. Сначала в чашу смесителя засыпались заполнители и перемешивались в сухом состоянии в течение 1 минуты, затем загружался цемент, и перемешивание сухих компонентов продолжалось до достижения визуальной однородности. Предварительно подготовленную воду затворения с добавкой-суперпластификатором вводили в смесь цемента и заполнителей, после чего перемешивание продолжалось в течение 2 минут (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Бетонная смесь после перемешивания
Подвижность бетонной смеси определялась при помощи конуса Абрамса (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Контроль подвижности бетонной смеси
После этого в готовую бетонную смесь постепенно вводились волокна (рис. 3.3 и 3.4), и смешивание компонентов производилось еще в течение 2 минут с периодическим визуальным контролем подвижности смеси и равномерности распределения волокон по объёму замеса.
Рисунок 3.3 – Введение синтетических микроволокон в смеситель
Рисунок 3.4 – Введение синтетических макроволокон в смеситель
Формование образцов производилось на лабораторной виброплощадке (рис. 3.5).
Рисунок 3.5 – Уплотнение бетонной смеси на виброплощадке
При этом контролировалась плотность бетонной смеси (рис. 3.6).
Рисунок 3.6 – Контроль плотности бетонной смеси
Свежеотформованные образцы выдерживались для набора прочности в камере нормального твердения (рис. 3.7) при температуре (20±2)°С и относительной влажности воздуха (95±5) %.
Рисунок 3.7 – Камера нормального твердения
После этого образцы подвергались испытаниям по определению прочности на сжатие (рис. 3.8) и изгиб.
Рисунок 3.8 – Испытание фибробетонного образца на сжатие
Одной из важнейших характеристик фибробетона является его трещиностойкость, которая определяется как способность материала сопротивляться образованию и развитию трещин. Численно трещиностойкость характеризуется коэффициентом интенсивности напряжений, энергозатратами на различных этапах деформирования и разрушения и некоторыми другими величинами, которые определяются экспериментальным путем.
Для определения критического коэффициента интенсивности напряжений и других характеристик трещиностойкости существует методика, регламентируемая положениями ГОСТ 29167 «Методы определения характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении».
В соответствии с положениями данного ГОСТ требуется производить испытания образцов нагружением. В процессе проведения испытания необходимо контролировать прилагаемую нагрузку и перемещения образца, вызываемые ее действием. Допускается испытание образцов разных типов. В случае испытаний образцов-балок, производится их изгиб по трехточечной схеме, при этом контролируется прогиб образцов и прилагаемая нагрузка. При этом ГОСТ рекомендует использовать оборудование, в конструкции которого предусмотрен упругий элемент, обеспечивающий равновесность за счет увеличения жесткости испытательной машины и восприятия избытка кинетической энергии, высвобождающейся при разрушении материала.
После проведения испытания строится диаграмма зависимости прогибов от прилагаемых нагрузок, и далее по полученной диаграмме расчетным путем определяются энергетические и силовые характеристики трещиностойкости. Для этого диаграмму с помощь дополнительных построений делят на участки отражающие различные этапы деформирования и разрушения и далее по площадям под этими участками определяют энергозатраты. Так же положения методики обработки полученных данных включают расчет прочности на растяжение при изгибе, прочности на осевое растяжение и критического коэффициента интенсивности напряжений.
Допускается не использовать равновесную схему испытаний, в этом случае характеристики трещиностойкости определяются как условные.
В данной работе, специально для проведения таких испытаний было разработано устройство и методика, включающая программу, позволяющую автоматизировать построение диаграмм.
При разработке устройства использован ГОСТ 29167, поскольку его положения позволяют получать наиболее информативные данные. Общий вид разработанного устройства представлен на рис. 3.9.
Рисунок 3.9 – Общий вид устройства
Разработанное устройство можно условно разделить на две составляющие: нагружающий механизм и систему измерительных приборов, контролирующих процесс испытания.
Нагружающий механизм, схематически изображенный на рис. 3.10, включает две винтовые пары, закрепленные в корпусе прибора параллельно, горизонтально.
Рисунок 3.10 – Нагружающий механизм
Синхронное вращение винтов обеспечивается цепной передачей, через понижающий редуктор двигателем. В конструкции устройства предусмотрен регулятор скорости вращения двигателя. Регулятор скорости и переключатель направления выведены на лицевую панель для облегчения управления нагружающим механизмом.
Гайки винтовых пар жестко закреплены на распределительной балке устройства. Таким образом, вращение винтов обеспечивает линейные перемещения распределительной балки.
На распределительных балках предусмотрены точки опирания испытываемого образца. Такое техническое решение позволяет прикладывать нагрузку к испытываемому образцу, вызывая его изгиб.
Горизонтальное направление приложения нагрузки позволяет исключить влияние собственного веса образца на процесс испытания и облегчает размещение образца в устройстве перед испытанием и не затрудняет визуальный контроль его поведения под нагрузкой. Кроме того, наличие самостоятельного нагружающего механизма исключает необходимость использования дополнительного лабораторного оборудования, что делает разработанное устройство более автономным.
Система приборов, контролирующих поведение образца под нагрузкой, схематически представленная на рис. 3.11, включает четыре цифровых индикатора часового типа с возможностью подключения к шине данных и тензометрический силоизмеритель.
Система из четырех датчиков была применена с целью минимизации влияния механических уплотнений в конструкции испытательного оборудования на точность контролируемых прогибов образца. В ходе проведения испытаний четырьмя датчиками контролируется кривизна образца, которая расчетным путем, автоматически преобразовывается в прогиб этого образца.
Рисунок 3.11 – Измерительная система
Точка опирания образца, размещенная на неподвижной распределительной балке, включает тензометрический силоизмеритель, позволяющий контролировать прилагаемую к образцу нагрузку.
Все измерительные приборы опрашиваются попеременно, и с помощью несложного схемотехнического решения полученные данные отправляются в компьютер, так же предусмотренный в конструкции разработанного устройства. Специально написанная программа автоматически обрабатывает показания индикаторов и силоизмерителя, усредняет их и транслирует в величины прогибов и нагрузок и отображает на экране компьютера в виде диаграммы разрушения образца. Получаемые данные могут быть сохранены в памяти компьютера для дальнейшей обработки.
На рис. 3.12 изображено рабочее окно разработанного устройства.
Рисунок 3.12 – Рабочее окно разработанного устройства:
1 – винт; 2 – цифровые индикаторы часового типа; 3 – точки опирания и приложения нагрузки; 4 – испытываемый образец; 5 – силоизмеритель; 6 – подвижная распределительная балка; 7 – пульт управления; 8 – электронный блок сбора данных.